События, Библиотечный календарь

среда, 31 января 2018 г.

Эхо Сталинградской битвы: несколько стихотворений Александра Красильникова к фотографиям



А. Красильников – поэт, ветеран Великой Отечественной войны, уроженец слободы Николаевской. В канун праздника хотим напомнить вам несколько его стихотворений.

Стихотворение  «С чего начинается родина» он посвятил Маргарите Константиновне Гаевской. Маргарита работала трактористкой  Николаевской МТС, была  первым секретарем райкома комсомола, в дни Сталинградской битвы -  помощником комиссара партизанского отряда «Степные орлы» и разведывательно-диверсионной группы «За Отчизну». О деятельности группы «Степные орлы», о встрече партизан после войны вы можете прочитать в книге И.М. Кандаурова «Стойкость».

В доме тишина.
К телеэкрану,
Диву современному из див,
О разведке и о партизанах
Приковал мальчишек детектив.
Фильм о том, как жил и как сражался,
Родине далекой помогал —
Под железной каской немца Вайса —
Наш равзедчик в логове врага.
 Ночь в окно вползает по карнизу,
С кухни мать командует опять:
—Ну-ка, выключайте телевизор,
Спать давайте, ужинать и спать...
 А сама в дверях застыла тоже,
Позабыв домашние дела.
Девочка, намного лет моложе,
Вновь ее в разведку увела.
Вновь она пройдет огни и воды...
А теперь девчонку ту навек
Так законспирировали годы —
Всякий не признает человек...
Тихо льется песня, в сердце прямо—
Медленный о Родине мотив.
В доме тишина, к телеэкрану
Приковал мальчишек детектив.

Своему однокласснику Юрию Осьмаку,  защитнику Сталинграда Александр Красильников посвятил несколько стихотворений, потеря друга не забывалась с годами.
Мы с тобой на одном берегу,
Мы — на правом...
Из-под берега бил по врагу,
И никто не кричал тебе «браво!»
Потому что зрителей не было.
Были
Одни действующие лица,
Которые друг по другу били,
И действие никак не могло остановиться.
Старший брат твой
считался в райцентре артистом,
И ты, может, тоже мечтал научиться,
И играл свою первую роль ты
прекрасно и чисто,
А ведь без репетиций!
Неплохим ты был бы актером,
Даже талантливым, право.
Потому, что, когда по действию, в котором
Надо было умереть,
Ты не побоялся и умер.
И так естественно!..
Но никто не кричал тебе «браво!».
Это было  где-то возле
Разрушенной мельницы,
Где сегодня трамваи  несутся шумливо,
Или левее чуть, где на розлив
Продают пиво.
Или ниже,
там вон, у лодочной станции,
Где тополя юные встали, стройны...
В общем, где-то здесь
пришлось тебе, остаться,
Мой товарищ по девятому «А»,
безусый солдат войны,
Я— должник твой:
живу на твоем берегу
Я об этом не помнить
Никак не могу.
 Юра Осьмак защищал Сталинград  под командованием генерала Родимцева. Он не дожил до контрнаступления наших войск всего пять дней. В музее «Земля - Космос» хранится последнее письмо Юрия Георгиевича, написанное 18 августа 1942 года. Его включил в свой очерк «Последнее письмо» Сергей Георгиевич Осьмак  (книга «Земляки»):
 «1942 год, 18 августа. Мама, берегите этот листок. Это все, что я могу оставить.
Мама, у вас нет ни одной моей карточки в память обо мне. И я хочу написать несколько строк, чтобы, читая их, вы вспоминали меня.
Мы расстаемся в суровое вре­мя, и задумываться слишком о да­леком будущем нет смысла. Быть может, я буду убит, но вы никогда не верьте этому, думайте, что я вернусь, ждите меня, и я всегда буду с вами.
Если от меня не будет писем, то прочитайте еще раз этот листок, и вы снова успокоитесь. Это и будет моя карточка, это будет память обо мне.
Кончится война, и мы снова будем жить вместе счастливой жизнью. Не забывайте меня».

Александр Красильников написал стихотворение «Девятый «А» о поколении, которому предстояло пройти испытание войной. Хочу разместить здесь фотографию 1941 года. Это николаевские школьники, которых директор школы Гайворонский собрал для снимка в первый день войны. Это о них строки нашего земляка.
Когда учился в средней школе,
В райкоме дали мне билет.
И до сих пор я в комсомоле,
Теперь уже все тридцать лет!
Те дни отчетливо я помню:
Однажды классом вышли в степь,
Нам чудилось, как ржали кони
И шла белогвардейцев цепь.
Мы пели не совсем умело,
Но с чувством, в четкий ритм шагам
О комсомольском сердце смелом,
Пробитом пулею врага.
И нам казалось: мол, напрасно
Дороги наши не круты…
Тогда мы пели о Гражданской,
Как об Отечественной - ты.
Мы о Корчагине читали
И о Чапаеве – не раз,
И мы не знали, не гадали,
Что сложат песни и о нас.
Устраивал походы, кроссы,
Учился и на том стоял
Веселый наш, звонкоголосый
Седьмой,
Восьмой,
Девятый «А».
Но год подкрался сорок первый,
Пожаром землю обожгло,
И класс девятый понял верно,
Что наше время подошло.
В то лето, в первые недели,
Оставив отчие дома,
Девятый «А» надел шинели,
Так и не став десятым «А».


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вложенное ниже сообщение