События, Библиотечный календарь

пятница, 15 мая 2020 г.

"Сиреневый туман": образ сирени в поэзии


Сиреневый цвет своим ароматом не оставляет равнодушным никого. Поэтому неудивительно, что сирени посвященное так много стихотворений.
Существует много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй. Весна стала брать лучи Солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали солнечные лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.
Когда же Весна достигла севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень.
Я — белая сирень. Медлительно томят
Цветы мои, цветы серебряно-нагие.
Осыпятся одни — распустятся другие,
И землю опьянит их новый аромат!
Я — тысячи цветов в бесслитном сочетанье,
И каждый лепесток — звено одних оков.
Мой белый цвет — слиянье всех цветов.
Это строки из стихотворения Н. Тэффи, подтверждают красоту этого необыкновенного цветка.
Сирень имеет 4 лепестка. В мифологии цифра 4 - символ Вселенной. А еще есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Девушки использовали сирень для гаданий: считалось, что, если найдешь пятилепестковый цветок, значит, будешь счастливой. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали, на счастье. Этот обычай существовал и у нас! И кто из нас в детстве не едал такой сирени. Но бывает так, что вместо четырех лепестков встречаются всего три. Тогда наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.
И есть тому подтверждение стихотворение Е. Серовой:

Смотрит сирень с участьем,

Как взрослая очень девица
Пятилепестковое счастье
В сирени найти стремится.

Но знает, без всяких сомнений,
Девчушка пяти годков,
Что счастье в самой сирени,
В каждом из лепестков.


Или вот еще из стихотворения Л. Феоктистовой
Такая уж примета есть:
Цветок сирени нужно съесть,
И лепестков, чтоб было пять,
И можно тогда счастья ждать…

Весна вступает в свои права, и скоро по городу поплывет запах сирени.

И тихо, и ясно, и пахнет сиренью,
И где-то звенит соловей,
И веет мечтательно-сладкою ленью
От этих широких аллей.
Река чуть трепещет холодною сталью,
Не в силах мечты превозмочь –
И дышит любовью, и дышит печалью
Весенняя страстная ночь.
       К. Медведский

И снова придёт любовь, несмотря ни на какие преграды.

Ах, как прекрасна та сирень,

Что за моим окном цветет.
Она украсив майский день,
В любви признание к ней ждет.
Я каждый год, как в первый раз,

Влюбляюсь в нежный цвет ее.
Наряд весны, я без прикрас,
Не представляю без нее.

               Р. Алибеков

Невозможно перечислить фамилии всех поэтов, которые так красиво писали о сирени. Ароматные кусты сирени давно стали символом наступившей весны в России. Они цветут почти у каждого дома и в больших городах, и в маленьких деревнях. Казалось бы, мы с детства привыкли к их скромному очарованию, но этим цветам есть чем удивить! 

                                              Положим,— гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод,—
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.

                     Б. Пастернак


Небо синее,

нет у неба предела
здесь, близко,
и там, далеко.
Появилось облачко
и поредело.
Небу
тайну хранить нелегко.

Я прикрою веки,

прикрою веки,
чтобы мир едва голубел н серел.
Слечу я
на твои синие ветки,
на твои синие ветки
слечу, сирень!

Я буду петь твоим мелким цветочкам,

о, буду петь,
буду только петь-
твоим прожилкам,
крапинкам, точкам,
потому что не смогу утерпеть.

Я буду петь голосисто и тонко.

Как мне хочется петь, сирень!
Никому так не хочется!
Может быть, только
небу хочется так же синеть.

О облака!

Я догнать их надеюсь.
Я за ними следую
всегда и сейчас.
Но куда я денусь?
О, никуда не денусь,
сирень,
от твоих сиреневых глаз.

О, зачем мне скрывать эту тайну?

Навеки,
навсегда
одного хочу.
Я слечу на твои синие ветки,
на твои синие ветки слечу.

             Б. Ахмадулина





Поэтому читайте стихи! Наслаждайтесь красотой этих необыкновенных строк! И будьте здоровы!
                                                    Публикацию подготовила Н. В. Кононович

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вложенное ниже сообщение