События, Библиотечный календарь

среда, 17 июня 2020 г.

Артековец всегда!

Продолжаем рассказ об Артеке и артековцах.

Сегодня своими воспоминаниями делится Наталья Викторовна Волкова (Шевченко):
"В марте 2020 года судьба подарила мне встречу с нынешними учителями – артековцами на полуфинале конкурса
 «Учитель будущего» в Ростове.

Уже дома вспомнила, что у меня есть до сих пор сохранённый единственный дневник,
в который давненько не заглядывала.
Достала, почитала… В самом Артеке писать особо было некогда, поэтому записи были краткими по нескольку строчек.
21 августа 1977 года у нас, пионеров Волгоградской области, поехавших в Артек, большой день. Наконец мы у цели! Всего нас 64 человека. Это много! В поезде мы все разместились в одном вагоне, он был полностью пионерским.
Все мы (волгоградцы) были в Прибрежном лагере Полевой дружины. Но в отряды попали разные. Наш третий отряд разместился в корпусе под названием «Василёк». Из комнаты прекрасный вид на море, а там братья-близнецы Адалары. Правда, они не похожи друг на друга. Одна скала разрушена, но, говорят, что когда-то они были похожи.
Встретила нас вожатая Раиса Николаевна дружелюбно, она рассказала о традициях лагеря, мы узнали о том, что в Артеке не принято говорить слово «здравствуйте», а говорят «добрый день», «доброе утро», «добрый вечер», причём, добавляют «всем-всем», а ещё тихий час называется «абсолют» и каждый раз после вечерней линейки все отдают салют и читают четверостишье:
                    Над морем ночь спускается,
                    Артеку спать пора.
                    Спокойной ночи, Родина!
                    До светлого утра!
Отбой у нас был всегда в 10 часов..
День начинался с зарядки на костровой площади под  музыку. Очень здорово! После зарядки чувствуешь себя бодро. Но вот и кончилась зарядка. Мы прибежали, заправили постели, умылись, взяли полотенца и пошли на пляж. Все были очень рады. Ещё бы! Только приехали, и сразу на пляж. От нашего корпуса до моря далеко, но дошли, как показалось, быстро, потому что всю дорогу разговаривали. Но вот и пляж. И вдруг оказалось, что купаться мы не будем – врачи не разрешают. Трудно себе представить наше огорчение. Все так переживали. Сидишь возле моря и не смеешь даже прикоснуться к нему. Но что поделаешь. Пошли обратно. Но это только первый день, потом мы купались и загорали почти ежедневно.

Каждый день мы собирались на солярии. Солярий – это крыша. Над крышей сделан навес на одной стороне, а на другой – солнце. Крыша специально сделана горизонтально, чтобы проводить отрядные собрания. До чего же здесь хорошо! Прохладненько, хочешь – смотри на весь Артек, на море, горы, взгляд не может не попасть на Медведь-гору. Но приходили сюда мы не любоваться, а учить лагерные песни и танцы. Записали и выучили песни: "Здравстввуй Артек", "Артековский салют", "Песня о Прибрежном", "Вальс о Полевой"," Солнцу и дружбе салют".
… Всегда с сожалением покидали мы солярий.
Дни в Артеке летели очень быстро и были не похожи друг на друга: конференции, соревнования, конкурсы, викторины, концерты, просмотры кинофильмов. Костры, массовки, вечера сдружили крепко нас. Мы встречались с президентом Лаоса Суфанувонгом, писателем И.Ф. Курчавовым, композитором А. Пахмутовой и поэтом Н. Добронравовым. Особенно запомнилась поездка по южному берегу Крыма с посещением «Поляны сказок», Алупкинского дворца-музея, Севастополя и покорение горы Аю-Даг. Мне посчастливилось обучаться в артековской школе.
Сколько не прошло бы лет, я тебя не забуду Артек!"

Из воспоминаний Марины Александровны Литвиновой:

"В мае 1980 года мне посчастливилось побывать в сказочном месте на берегу Чёрного моря – Артеке. Путёвкой в этот всесоюзный лагерь я была награждена как председатель совета дружины школы №3, член районного пионерского штаба «Искорка» за активное участие в жизни пионерской организации школы и района. Лагерь протянулся от горы Аю-Даг, похожей на спящего медведя, до Генуэзской крепости на окраине Гурзуфа.

Для девочки, выросшей в знойной степи, увидеть кипарисы, магнолии, пальмы, море стало настоящим чудом. Корпуса лагеря «Морской», куда попала волгоградская делегация, располагались прямо у моря, как корабли, плывущие по волнам.

Весь день артековца расписан по минутам: подъём, утренняя зарядка на свежем воздухе, уборка территории, занятия в кружках, подготовка и проведение мероприятий, музыкальные, спортивные, танцевальные занятия, экскурсии, походы, конкурсы. 1980 год-это год 35-летия Победы в Великой Отечественной войне.  День Победы в Артеке начался с торжественной линейки возле памятника неизвестному матросу, затем состоялось возложение гирлянды славы, а вечером каждый отряд показал своё умение ходить строем в смотре -конкурсе строя и песни. Закончился день праздничным концертом и просмотром фильма «Четвёртая высота».

Открытие малых олимпийских игр, спортландия, День Советского Союза, ярмарка идей, День пионерии, вечер творчества, экскурсии в Севастополь, Воронцовский дворец, на поляну сказок в Ялте, поход на Аю-Даг, катание на катере по морю, посещение военного корабля, песни у костра на берегу моря, огромное звёздное небо – всё это запало в душу не только мне, но и другим мальчишкам и девчонкам нашей огромной страны. Артек учил нас дружбе, товариществу, взаимопомощи. Я с теплотой вспоминаю своих вожатых: Беляева Николая Николаевича (тогда студента Костромского педагогического института) и Добрынину Любовь Николаевну.

Быстро пролетел наполненный событиями и впечатлениями месяц. Наступил день отъезда. Первыми уезжали ребята из Грузии. Прощальный орлятский круг, песни, слёзы, которых никто не стеснялся, дружеские рукопожатия – и любимый лагерь остался там, у Чёрного моря. Прощай, Артек, лагерь дружбы, мира, добра. Скоро сюда приедут новые ребята, а мы увозим в своих сердцах тот бесценный дар, которым ты нас наделил".