События, Библиотечный календарь

воскресенье, 23 августа 2020 г.

Сталинград. 23 августа 1942 года.


   День 23 августа 1942 года стал одним из самых страшных, самых трагических в истории Сталинградской битвы. Его рассвет был удивительно спокойным, будто и войны не было. Город был окутан плотным туманом. Дымили заводские и фабричные трубы. По улицам, как всегда шли на работу люди. Только они шли торопливо, с хмурыми, сосредоточенными лицами.
  В 16 часов 18 минут по московскому времени раздался сигнал воздушной тревоги. Фашистских самолетов было так много, что порой   они, как тучи перед грозой, заслоняли небо. Сталинград превратился в ад.

 Больше никогда ни один город в мире не выдерживал такого натиска. В течение четырех дней, с 23 по 26 августа, шестьсот вражеских бомбардировщиков делали до 2 тысяч вылетов ежедневно.Каждый раз они несли с собой смерть и разрушения. Сотни тысяч зажигательных, фугасных и осколочных бомб беспрестанно сыпались на Сталинград.
   «Многое пришлось пережить в минувшую войну, - вспоминал маршал А. И. Еременко, командовавший в 1942-43 годах Сталинградским фронтом, - но то, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас как тяжелый кошмар. Беспрерывно, то там, то здесь взметывались вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов.  Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького, едкого дыма.

Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге, горела поверхность реки, горели пароходы на сталинградском рейде, смрадно чадил асфальт улиц и тротуаров, мгновенно, как спички, вспыхивали телеграфные столбы».

  
 Город полыхал, задыхаясь от дыма, захлебываясь кровью. сдобренная Горевшая Волга отрезала людям путь к спасению. В считанные часы город практически был стерт с лица Земли. Дома, театры, школы - все превратилось в руины. Разрушены и 309 предприятий Сталинграда. Заводы «Красный Октябрь», СТЗ, «Баррикады» потеряли большую часть цехов и оборудования. Уничтожены транспорт, связь, водопровод. Погибло около 40 тысяч жителей Сталинграда.


 «Двадцать третьего августа у меня на глазах был убит дедушка. Он вышел на крыльцо и стал смотреть на небо. Летели немецкие самолеты, а он думал. Что наши. Раздался страшный взрыв, и дедушку убило осколком бомбы. Его положили на стол во дворе. Он был весь в крови… Мама, бабушка громко плакали.
Потом мы с мамой и моей любимой куклой сидели в овраге, прятались от бомб в пещере. Нас несколько раз засыпало песком, соседи нас вытаскивали. В последний раз засыпало мою куклу, мы не могли ее найти. Я сильно плакала – мне ее было очень жалко. Я все время вспоминала эту куклу и грохот, ужасный вой самолетов. Еще я помню, как мы пешком шли со своей улицы Донецкой в Бекетовку к родственникам, так как наш дом разбомбило. Я шла с мамой и бабушкой. У меня очень болели ноги. На мне висели две кружечки, и они стучали как колокольчики…»
(Отрывок «Седая прядь ребенка» из книги Ю. Беледина «Не последнее слово. Мое и ваше») Это воспоминание четырехлетней девочки, которая поседела за один день. Страшный день 23 августа.

В память об этом дне, дате ужасной бомбардировки Сталинграда фашистской авиацией, унесшей жизни десятков тысяч мирных жителей город ау Музея панорамы «Сталинградская битва» установлен знак в виде белого камня.

Положили мои земляки
Белый камень у Волги-реки.
Молчаливо вокруг собрались,
Поминая и город, и жизнь…

Белый камень… Обугленный дом…
Страшный август нам видится в нем.
Белый камень лежит, а под ним –
Черный день,
Черный крик,
Черный дым…

Возле камня на свежей траве
Рады дети весне-синеве.
Но печально с Господних небес
Смотрят дети, погибшие здесь…
Ты прошел этот огнь, этот ад,
Ты воскрес – боль моя! –
                                        Сталинград.
Только память заплачет не раз,
Ведь не камень же сердце у нас…
                                        В. Мавродиев

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вложенное ниже сообщение