События, Библиотечный календарь

среда, 19 августа 2020 г.

Артековец всегда!


В это году Артеку исполнилось 95 лет.  В июне мы знакомили Вас с историей этого замечательного детского лагеря, своими воспоминаниями делились артековцы 80-х годов и те, кто побывал там совсем недавно. Сегодня предоставляем слово Неизвестному Ивану Ивановичу, нашему земляку, отдавшему многие годы служению Отечеству, прошедшему путь от суворовца до капитана 1-го ранга ВМФ, одному из создателей Дома-музея М. А. Шолохова, человеку, помнящему свои корни.
  Об Артеке я даже не мечтал. Попасть в престижный и известный на всю страну международный пионерский лагерь для меня казалось запредельной фантастикой. 
Весной 1974 года наш школьный 6 «А» класс уже был на финишной прямой, близилось окончание учебной четверти и впереди маячили долгожданные летние каникулы. В то время я вполне хорошо учился, возглавлял районный пионерский штаб «Искорка», и по ходатайству руководства школы, а также Клавдии Ивановны Гуры, директора Николаевского Дома пионеров и школьников, был занесен в Книгу почета районной пионерии как активный участник марша «Всегда готов». Эта общественная инициатива была посвящена 50-летию присвоения имени В.И. Ленина комсомолу и пионерской организации. И вдруг, как гром среди ясного неба, наш классный руководитель Дубянская Тамара Ивановна объявляет о решении педсовета школы поощрить меня поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Конечно, от такого известия я был на седьмом небе от счастья.
Однако вскоре мне пришлось быстро спуститься на грешную землю. Мои родители, только что вернувшиеся из нежданного путешествия, объяснили мне, что в связи с финансовыми издержками, в «никакой Артек» я не поеду (оплата дороги предусматривалась за свой счет), а вполне обойдусь поездкой на Хопер, в пионерлагерь имени Сергея Тюленина. Наверняка многие буровчане помнят этот прекрасный лагерь отдыха для детей работников Волгоградского Управления буровых работ. Дорога туда бесплатная, рабочим автобусом, путевка за счет профсоюза, место замечательное и красивое, да и уже не раз я и мои братья там отдыхали. К волевому решению родителей я отнесся с полным пониманием; их недавний срочный вояж в столицу Мордовии, был связан с тем, что мой старший брат Николай, проходивший службу по призыву на Дальнем Востоке у озера Хасан, в качестве младшего командира ненадолго приехал в Саранск за военным молодым пополнением. И у папы и мамы появилась радостная возможность краткосрочно увидеться со своим сыном, сержантом-танкистом, на мордовской земле, доставив туда гору домашней выпечки и кучу разнообразных вкусностей. В школе мой категорический отказ от поездки в «Артек» («вот не хочу, и всё тут!») восприняли с недоумением. 
Вскоре на пороге нашего дома появились мои любимые учителя - Трофимова Нина Михайловна и Щедрова Аграфена Ивановна. О чем они говорили за чашкой чая с моей мамой, то мне неведомо, но незыблемый авторитет заслуженных педагогов сыграл свою роль, и родители благословили меня в поездку, не подозревая о ее судьбоносном характере для моей личной жизни. Вскоре с земляком Васей Лепещенко, передовиком учебы из другой школы, мы отправились в Волгоград. Там всех, убывающих в «Артек», собрали в обкоме комсомола, тепло поздравили с этим событием, сказали напутственные речи. В тот же день поезд помчал нас в Крым. Это было мое первое путешествие по железной дороге. Впечатлений уйма: дружная компания, пионерские песни, перестук вагонных колес, смена ландшафта, переправа железнодорожного состава на пароме через Керченский пролив, гостиница в Симферополе, и вот он, утром -  долгожданный «Артек»!!! Здесь все вызывало восторг - Черное море, скалистые острова-близнецы Адалары, гора Аю-Даг, похожая на пьющего воду здоровенного медведя, разноцветные спальные корпуса, строгие кипарисы, невиданной красоты чайные розы, огромная стеклянная столовая «Круг».
Ребят из Волгоградской области направили в самый большой лагерь - «Прибрежный», в который входили четыре дружины с названиями «Озерная», «Речная, «Лесная» и «Полевая». Сам я оказался в дружине «Полевой», в нашем отряде собрались ребята из Белоруссии и Казахстана, с Камчатки и из Сибири, из Владимира и Волгограда, из Архангельска и из других мест необъятной советской страны. Мальчишки жили на первом этаже корпуса «Ромашка», а девчонки - на его втором этаже. Сразу же всем нам выдали одинаковую, но модную и красивую артековскую форму. Нашими пионервожатыми стали очаровательные Нана Михайловна, со своей завидной мечтой оказаться в таежном краю на строительстве БАМа, и совсем юная, почти как школьница, с горящими щеками Нина Владимировна (их фамилии, к сожалению, не помню). Вообще-то, «Артек» - это целая детская республика, состоящая из нескольких пионерских лагерей, с правом составления своего законодательства (в него входили Закон моря, Закон роз и другие). Его суровость мне довелось почувствовать почти сразу же, когда по безрассудной смелости пошел по парапету верхнего этажа корпуса, где на открытой площадке был оборудован солярий и там мы с удовольствием загорали. Моя бесшабашность привела в ужас нашу старшую пионервожатую и мне пришлось давать пионерскую клятву, что больше не буду нарушать Закон перил, запрещающий ходить по балюстрадам. Здесь были даже свои «артековские деньги», которые можно было заработать, участвуя и побеждая в различных детских конкурсах. Тратить их можно было только при покупке сувенирной артековской атрибутики. С первых же дней время полетело как в волшебном калейдоскопе: сказочная смена мероприятий, лиц и событий.  Прежде всего запомнились восхождение на Медведь-гору. Именно там, на вершине Аю-Дага, когда мы загадывали желания у заветного камня, я сдружился с хрупкой и милой девушкой из нашего отряда Светой Качановой,
приехавшей из Белоруссии. Нам было тогда по тринадцать лет и ровно через 13 лет мы стали мужем и женой. Бракосочетание проходило на моей малой родине, в Николаевском ЗАГСе, куда мы примчались на наше семейное торжество из разных мест: я после длительного морского похода, прилетел из Владивостока, а Светлана, начинающий врач-педиатр, приехала из уютного и старинного города Полоцка после окончания мединститута. Совместно с супругой мы часто ворошим нашу детскую память.  Вспоминаем легендарный город-герой Севастополь, строгий и символичный Памятник затонувшим кораблям вблизи Приморского бульвара, панораму «Оборона Севастополя», диораму «Штурм Сапун-горы». У нас до сих пор живы яркие впечатления от посещения Океанариума с его чудным подводным миром. Незабываемой стала поездка в солнечную Ялту с экскурсией на стоящий на рейде многопалубный теплоход «Грузия». Внеплановое посещение белоснежного лайнера -  флагмана советского туристического флота, состоялось благодаря деловым связям нашей старшей пионервожатой Нины Михайловны. В Международный день защиты детей, 1 июня 1974 года, мы вышли на настоящем боевом корабле Черноморского флота в нейтральные воды и там бросали в море бутылочную почту с призывом от советских школьников крепить дружбу между народами.  Письма мы сочиняли сами, а закупоривали бутылки с пионерскими посланиями разогретым сургучом у монумента «Дружба детей мира», изваянного скульптором-монументалистом Эрнстом Неизвестным. Так я впервые узнал о своем всемирно известном однофамильце, который, впрочем, вскорости эмигрировал в Америку. Хотя наша смена, выпавшая на май-июнь, не считалась международной, но в тот период в «Артеке» отдыхали пять ребят из Индии, они весело ходили строем своей небольшой группой и бойко приветствовали нас артековским салютом. Как-то с визитом в расположение лагеря приехали гости из Германии, у одного из немцев в руках была диковинка того времени -  небольшая кинокамера, и мы старались как бы случайно попасть в объектив. Вот так запросто впервые я увидел иностранцев только в «Артеке».

  В вечернее время, собираясь у подножия памятника Неизвестному матросу, погибшему в феврале 1943 года в бою с фашистами при высадке морского десанта у артековского берега, мы дружно пели песню:

 «Погиб за Артек Неизвестный матрос,

 чтоб песни звучали здесь громко,

он имя с собою навеки унес,

а подвиг оставил потомкам».

      Любой день пребывания в «Артеке» был наполнен различными неповторимыми событиями. Во время конкурса бальных танцев наш отряд исполнял вальс под песню «Тот, кто рожден был у моря», в которой пелось про «самое синее море, Черное море мое». Светлана, моя будущая супруга, танцевала хорошо, а вот мне не довелось продемонстрировать свои скромные таланты, так как меня включили в состав жюри танцевального конкурса. Наша спортивная команда была сильнейшей в лагере и называлась «МИСЕР», от сочетания имен двух лучших игроков нашей команды   Миши Богучарова из Волгоградской области и Сережи Чиркова с Камчатки. Это название мы придумали сами и во всем наши пионервожатые поддерживали детские инициативы. Много было встреч с интересными людьми. На песенном конкурсе выступал композитор Чичков Юрий Михайлович, запомнился черный рояль и его песня в авторском исполнении «Из чего же, из чего же … сделаны наши мальчишки, сделаны наши девчонки». На традиционном кинофестивале, который проходил в вечернее время на Большой костровой площади, известная в то время актриса Ирина Мурзаева, представила юным зрителям веселый фильм «Опекун», в котором она исполнила одну из главных ролей. Тогда же мы посмотрели фильм «Печки-лавочки», а перед его демонстрацией нам зачитали приветственную телеграмму от Василия Макаровича Шукшина с поздравлением по случаю артековского кинопраздника и с его извинениями, что он не смог прибыть к нам на творческую встречу из-за занятости на съёмках фильма. Как раз в те дни на волгоградской земле снимались сцены по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», где свою последнюю кинороль сыграл выдающийся русский актер Василий Шукшин. Несмотря на мой юный возраст, к тому времени я уже был знаком с его творчеством, прочитал многие его рассказы и очень сожалел, что не удалось увидеть вживую любимого самобытного писателя и артиста.
   Счастливые недели на море пролетели стремительно, все ребята очень сдружились, многие не сдерживали слез расставания во время прощального костра. Так как волгоградская делегация уезжала с рассветом самой первой, то нас провожал весь отряд, ребята дарили нам на память значки, открытки, обменивались поделками, адресами. При расставании у ребят нашего отряда родилась мечта встретиться через пять лет в Волгограде, на Мамаевом кургане. На ту памятную встречу кроме меня приехала только Света Качанова, волнистые волосы которой я погладил на прощание в то раннее утро в «Артеке», в далеком 1974 году. И она об этом не забыла. Следуя устоявшейся традиции, каждый, кому посчастливилось побывать в пионерской республике, хранит в своем сердце слова артековского гимна -  «Артековец сегодня, артековец - всегда!».



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вложенное ниже сообщение