События, Библиотечный календарь

понедельник, 14 декабря 2015 г.

Рагимова Зарема. Моя родина в стихах Н. Белянского



 
Что такое Родина? У каждого она своя. Но все-таки для всех людей, живущих в нашей стране, она является единственной и неповторимой Святой Русью. Мы заботимся о ней, защищаем ее границы, любуемся просторами. Как никто другой чувство любви к Родине ощущает поэт. Ни один русский лирик не обошел эту тему. Затронул ее в своем творчестве и Николай Павлович Белянский.
Однажды в библиотеке я увидела сборники его стихов. Сначала меня привлекли названия: «Еще горит моя звезда», «Любовь и боль», «Родина малая... Родина великая!». А вчитавшись в стихи поэта-земляка, я поняла, что испытываю те же чувства, что и он. Не случайно летчик-космонавт Ю. Малышев однажды сказал о творчестве Николая Павловича: «... он точно угадал мои мысли, когда я глядел из иллюминатора космического корабля на родные заволжские просторы и Волгу».
Николай Павлович Белянский писал, что для него Родина-это «старый дом с покосившимся от времени забором, это окошко, в котором всегда горит свет, где тебя всегда ждут»:
Отчий домик соседствует с кручей,
Неказист и приземист на вид.
Волга, берег прибоем измучив,
По ночам все шумит и шумит.
Вновь улягусь я спать на веранде –
Дорог мне этот скромный уют,
И сверчки, как по чьей-то команде,
Допоздна свои песни поют ...
Он называл свою малую родину «милым краем», где плещется «крутая Волжская волна». Особое чувство тревоги вызывает у Белянского Волга. Он помнит ее разливы, ее свободное течение: «В жизни своей помню Волгу разную: родниково-чистую и грязную». А что теперь?
Волга умерла наполовину,
Истощилась силушкой своей.
Строили плотину за плотиной,
Словно бы ножи вонзали в спину,
Напрочь перекрыв дыханье ей, -
пишет поэт в своем стихотворении «Боль».
Потому Николай Павлович с безудержной тоской восклицает:
Я тебя защищал, может, слабо и мало,
Навсегда на душе затаилась вина.
Помутневшей водой смотришь в небо устало,
И беспомощно бьется в черный берег вода.
С особой нежностью и любовью Николай Белянский рассказал нам о затопленной слободе, о родине, ушедшей под воду. Мы из его стихов узнаем о косматых тальниках на озере Резницком, о детстве послевоенного поколения. Читая стихи поэта-земляка, представляешь, как мальчишки плещутся в озере жарким днем, как по утру бегут ловить рыбу:
Бывало, судак на закате взбешен,
На берег бросает добычу.
А воздух озоном лесным заряжен
Да так, что дышать непривычно.
Вот оно - беззаботное милое детство, о котором вспоминает поэт. Обращается он и к природе родного края. Великолепно Николай Павлович показывает зарисовки весеннего поля:
Вновь весна, разомлела, изнежилась.
Согреваясь теплом от земли.
И нам кажется вдруг, что подснежники
На душе невзначай проросли.
Сколько тепла, нежности, любви к родному краю в словах поэта:
Дух полынный
И сладок, и горек,
Разлилась по степи
Тишина.
Его страстная и теплая любовь к обычному, казалась бы, незаметному, до глубины души трогает каждого читателя. Степь манит поэта своим простором, свободой и, конечно, красотой тюльпанных полей. Не зря называл он родную сторонку «Страной Тюльпанией»:
Со степным поровнять ли тюльпаном?
С краской радуг, мерцающих в нём,
Что сквозь дебри молочных туманов.
Поджигают лиманы огнём...
Прочитав сборник стихов Николая Белянского, я прониклась к его творчеству любовью. Он показал мне совсем другую Родину, красочную, туманную, с волнующейся Волгой, с ее весенними разливами, с осенним ненастьем. Но все это так близко и дорого мне самой, что теперь я могу вслед за Белянским с уверенность сказать:
В жизни к злачным местам не приученный,
И, конечно же, знаю о том:
Мне удобней быть с волжскими кручами,
Чем на береге жить Золотом.
                                                      Рагимова Зарема,  
 МОУ «СШ №2» г. Николаевска, 11 класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вложенное ниже сообщение